Источники экологического загрязнения на Омском заводе технического углерода
( ООО «Омсктехуглерод» Оmsk carbon group )
Сегодня разбор прекрасного образца пропаганды, не знания основ производства технического углерода и оторванности от реальности. Статья называется «Сергей МИЗЯ: «Блогера Ориса Брута использует «втемную» известный кукловод» доступна по ссылке http://www.omskinform.ru/news/118215 . Сергей Мизя это член совета директоров «Омск Карбон Групп». Немного о персонаже! В 1980 году был призван на службу в органы государственной безопасности в Омское управление КГБ. В январе 1993 года уволился из органов госбезопасности по собственному желанию. Последняя занимаемая должность — начальник подразделения по борьбе с коррупцией в органах власти и управления, звание — подполковник. Прекрасное прошлое и не менее прекрасное настоящее!
Я поясню почему нападки на Omsk Carbon Group, что в Омске, что в Могилеве одинаковы. Потому что проблемы при производстве технического углерода одинаковы везде. Даже если бы на Луне строили подобный завод, то с экологией бы возникли те же самые проблемы, что и в Омске.
Мизя призывает оперировать фактами. В помощь нам будет замечательная докторская работа В. М. Шопина: Создание и применение процессов и аппаратов улавливания целевых продуктов в производстве технического углерода (доступно по ссылке Докторская Шопина). Хочу заметить, что это не книжка, а научная работа.
Приведу для начала полностью данную цитату Мизи из http://www.omskinform.ru/news/118215, она прекрасна во всем:
Для читателей немного об особенностях технологии производства технического углерода.Основным рабочим телом, который создает температуру в реакторе, является газ метан. При сгорании метана образуются СО2, пары воды и тепло. Все. При подаче сырья в реактор из-за дефицита кислорода идет реакция пиролиза, образуется углерод в форме графитоподобных структур – глобул с размерностью от 13 до 120 нанометров.В реакторе при температуре 2 тысячи градусов длинные цепочки углеводородов, находящиеся в сырье, разрываются на атомы. Посторонних твердых примесей при этом нет и по технологии быть не должно. Дальше, после охлаждения, все это попадает в рукавные фильтры. И весь техуглерод, 99,9 % в них улавливается. Это готовая продукция – по сути твердая валюта в чистом виде.После блока фильтров отходящие газы попадают в котельную и вновь, вместе с метаном, греют воду в котлах при температуре более 1600 градусов по Цельсию, крутят турбины в мини-ТЭЦ. В трубе котельной завода «Омсктехуглерода» «сажи» по определению быть не может, так как технический углерод горит при нормальной температуре, выделяя тепло и СО2.
Где он это взял непонятно. Может сам придумал. В целом верно. Откуда же берется сажа на территории площадки завода и в округе? А запах? Непонятно! Однако, таким образом забалтывается аудитория техническими моментами, совершено к делу не причастными. Претензии ведь не к трубе котельной. Пропаганда знаете ли она такая! Судя по этой и другим публикациям экологических проблем у них нет! Давайте теперь Я расскажу об особенностях производства технического углерода. И поясню, что на самом деле происходит и о чем умалчивают приближенные к собственникам завода личности. В вину Омскому Заводу Технического Углерода местными жителями ставится два факта:
1. Выбросы технического углерода. Благодаря этому площадка завода окрашена в черный цвет и зимой и летом. Чтобы не говорили собственники и сотрудники, а выбросы вещества черного цвета идут, что очевидно!!! И это является особенностью технологического процесса, от которого можно уйти, но видимо им не сильно этого хочется. Автор данное явление, происходящие на Омском заводе технического углерода наблюдал лично, на трех фото и видео ниже это показано.
Всем сомневающимся стоит посмотреть на спутниковые снимки данной местности и убедится лично.
Это достаточно новый снимок со спутник, приблизительно 2017 года. Отмазка, что в советское время бывало и хуже уже не действует. Выросло целое поколение, которое не жило при Советах, и знает только как бывает сейчас. И в данном вопросе сейчас улучшений, очевидно, не имеется.
2. Вонь, невыносимый запах сопровождающие производство технического углерода, которые приходится терпеть жителям райнов Кордный и Московка. По моему мнению это основная проблема, которую либо следует решить, либо закрыть данное производство вовсе. Что же по этому поводу пишет товарищ Шопин в своей работе:
Наличие высоких концентраций паров углеводородов в паровоздушных смесях, выбрасываемых в атмосферу при сливе и подготовке сырья, приводит не только к загрязнению окружающей природной среды обитания, созданию дискомфорта в близлежащих к производству жилых кварталах, но и потерям части дорогого сырья производства целевых продуктов.
Про то, что же это за сырье, столь необходимое при производстве технического углерода (стр. 28):
Жидкое сырьё для получения технического углерода главным образом состоит из ароматических, нафтеновых углеводородов, содержащих от одного до четырёх колец в одной молекуле, а также олефиновых и парафиновых углеводородов. Кроме этих углеводородов в сырье содержатся и углеводороды смешанного строения, в молекуле которых могут быть одновременно ароматические и нафтеновые кольца, боковые парафиновые и олефиновые цепи. Наряду с углеводородами содержатся сернистые, азотистые, кислородные соединения, а также высокомолекулярные соединения сложного состава, называемые смолистыми веществами и асфальтенами.
Про серу в сырье, и откуда она берется в воздухе города Омска, шикарная цитата (стр.30), выделил курсивом основное:
Сера, содержащаяся в сырье, распределяется между продуктами образования технического углерода весьма неравномерно. До 40% серы, находящейся в сырье, переходит в технический углерод в связанном виде. Большое влияние на содержание серы в техническом углероде оказывает время и температура процесса образования технического углерода. При увеличении этих параметров количество серы в техническом углероде увеличивается. Часть серы сырья переходит в газообразные продукты преимущественно в виде сероводорода и сероуглерода.
Таким образом только около 40% процентов серы переходит в технический углерод. Остальное догадайтесь сами куда пропадает. Как утверждает Мизя, видимо всё сгорает в трубе котельной!
Теперь давайте разберемся почему так получается, и в чем суть технологии подготовки сырья при производства технического углерода (стр. 31):
Для большинства заводов по производству технического углерода сырье доставляется железнодорожным транспортом в цистернах, при транспортировке некоторых видов сырья, застывающих и содержащих осадок продуктов, возникают значительные трудности при их сливе. Трудно сливать антраценовое масло, антраценовую фракцию и пековый дистиллят. При охлаждении этих продуктов выделяется дисперсная фаза кристаллизующихся компонентов (нафталин, антрацен, фенантрен и др.), которая оседает на дно цистерны в виде плотного трудно растворимого слоя. Поэтому такие продукты можно сливать только на установках с рециркуляционным подогревом коксохимического сырья. При этом неизбежны потери углеводородов в атмосферу.
Потери углеводородов в атмосферу неизбежны. Это мнение доктора наук, всю жизнь занимавшегося данной тематикой.
По сути эстакада слива сырья и резервуары и есть источник выбросов высоких концентраций паров углеводородов!!! Что прямым текстом товарищ Шопин и сообщает:
Среди экологических задач нефтехимического комплекса одной из наиболее актуальных является улавливание паров углеводородов, образующихся при переработке углеводородного сырья. При получении технического углерода печным способом используют жидкое углеводородное сырьё коксохимического происхождения. Использование его сопровождается в настоящее время значительными выбросами вредных веществ в атмосферу. Это приводит не только к загрязнению окружающей природной среды, но и потерям части углеводородного сырья производства технического углерода. Компоненты сырья - ароматические углеводороды (бензол, толуол, нафталин), а также фенол и их производные вредны для здоровья человека. Они составляют большую часть загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу парогазовых смесей. Крупными источниками выбросов на предприятиях по производству технического углерода являются эстакады для слива сырья из цистерн и приёмные резервуары, а также резервуары для хранения и подготовки сырьевых смесей. Интенсивности парообразования способствует высокая температура коксохимического сырья в резервуарах. В пар переходят в первую очередь легколетучие компоненты. В каменноугольном сырье это алканы С6 – С10, бензол и его производные, а также нафталин.
Возникает резонный вопрос, почему же до сих пор не используются технологические решения для максимального снижения выбросов в атмосферу? Там же есть ответ:
Высокие удельные газообразования в процессах образования дисперсного углерода из углеводородного сырья (от 5,0 до 10,0 м3 аэрозоля и более на 1,0 кг сырья) требуют высоких затрат на выделение целевого продукта из аэрозольных потоков.
Здесь даже комментировать не нужно. Это и есть причина сложившейся ситуации. Собственнику выгодно получить больше прибыли с меньшими затратами. Любой желающий может вычислить приблизительное количество выбросов, зная какой текущий объем производства работающего 24 часа в сутки в 3 смены завода. Количество цистерн на жд путях так же можно сосчитать по спутниковым снимкам. Фуры стоят в очередях, чтобы загрузится и увезти технический углерод в европу.
Вместо улучшения экологии и заботе о здоровье граждан, в том числе и своих сотрудников, получается что основная задача - это повысить количество проданного за рубеж сырья (в данном случае технического углерода). Существует такая поговорка, которой много кто оперирует: приватизация прибыли и национализация убытка. Здесь она проявляется в полной мере. Прибыль в частные руки, а государство пусть разгребает убытки: болеющее население, загрязнение окружающей среды. Безусловно, Омский завод технического углерода является осколком былого величия нашей Родины. В него были вложены усилия крупных ученых. Ключевое слово "были". Вид на завод зимой с расстояния чуть больше одного километра:
Один омский блогер назвал это фабрикой облаков. Я бы назвал это адом на земле. Шикарный вид, неправда ли? На расстоянии менее 1 километра от источника вредных выбросов живут люди. Строятся многоэтажные дома (например десятиэтажка на 160 квартир)... Если Мизя или Каплунат проживут хотя бы год в новом доме по улице 1-я Станционная 108/1, расположенном ровно в 1 километре от Омского завода технического углерода, тогда они смогут рассуждать об экологической безопасности. А иначе мы снова будем видеть статьи, ссылка на которую приведена выше.
Это пробная публикация. Если данная тематика будет востребована, то Я рассмотрю более подробно экологические аспекты производства технического углерода (сажи). В том числе текущее состояние науки по данной тематике и площадь попадающую под воздействие вредных факторов.